Кривое зеркало Интернета

Кривое зеркало Интернета или недостаток прозорливости?
Прорыв

Книга в подарок

Опубликована наша книга «Прорыв. Единственный путь развития бизнеса». Это бизнес-роман о производственном предприятии, столкнувшимся с «потолком» в своем развитии. Для прорыва в развитии руководству и персоналу приходится преодолеть собственные, выстраданные на опыте, но устаревшие убеждения. Читателю предлагается пройти через этот прорыв вместе с героями. Вы увидите трудности такой трансформации, осознаете природу сопротивления изменениям и реальный путь к таким изменениям.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и получите книгу в подарок!

Интернет-маркетологи АРБ-Консалтинг провели анализ представленности предприятий Челябинской области в Интернете. Результаты исследования показывают, что даже в тех отраслях деятельности, где Челябинская область традиционно лидирует, опережая всю Россию, в Интернете положение региона не выглядит так же достойно. Впрочем, «не так достойно», – слишком мягкая формулировка.

Металлурги в Интернете отстают

В ТОП30 выдачи поисковых систем по запросам на темы металлургии попадает только один южноуральский сайт. Зная, какое место занимает сегодня Интернет в информационном поле бизнес сообщества, эту ситуацию иначе, как явную недоработку маркетологов и топ менеджмента предприятий расценить нельзя. Вспомним, какое заметное место в экономике страны занимает металлургический комплекс Южного Урала. В нашей области выплавляется каждая четвертая тонна российской стали, выпускается каждая четвертая тонна металлопроката. 16% всей трубной продукции Российской Федерации родом из Челябинской области.

На самом деле очень многих снабженцев России интересует продукция, выпускаемая на челябинских металлургических и машиностроительных предприятиях. Это выражается в таких запросах к поисковым системам, как «металлопрокат», «автомобили Урал», «ферросплавы» и т.д. Если выделить для каждой отрасли ядро наиболее популярных запросов, то число желающих получить по ним информацию зашкаливает далеко за 10000 в месяц по каждой отрасли.

Ядро запросов для металлургической отрасли, например, может быть таким:

  • швеллер
  • металлопрокат
  • металл
  • сортамент
  • металлоконструкции
  • профнастил
  • уголок
  • балка
  • проволока
  • арматура
  • труба
  • метизы

Общее количество этих запросов в самые популярные поисковики русскоязычной части Интернета Yandex, Rambler, Google – более 30 000 за один месяц.

Однако ответы на большую часть указанных запросов представители предприятий России находят отнюдь не на челябинских Интернет-ресурсах. Изучив список сайтов, попадающих по вышеприведенным запросам «металлической» тематики в «горячую тридцатку», я опечалился. Потому что увидел там крайне мало челябинцев. Точнее, всего один сайт, принадлежащий компании «ИНСИ». Практически все первые места в результатах выдачи занимают московские Интернет-ресурсы.

Но ведь мало у кого из пользователей Интернет хватит терпения перелистать все многочисленные web-страницы результатов поиска (только по одному запросу «металлопрокат» Яндекс вместе с Рамблером готовы показать не менее 25 000 сайтов). По статистике, 70% пользователей в поисковиках не заглядывают дальше первой страницы результатов поиска, и лишь один из десяти смотрит более трех страниц. Три страницы при стандартной выдаче – это тридцать сайтов. Не попасть в ТОП30 – оказаться ненайденным практически навсегда. Это горькая правда. В определенных условиях при удачном стечении обстоятельств могут быть исключения, но в целом дело обстоит именно так.

Дорожная техника – соответствие устанавливается

Нуждающихся в дорожной технике в России в силу исторических факторов гораздо больше. Больше их и в Интернете. Из тех запросов, что изо дня в день поступают в поисковики Рунета, я составил краткий список наименований продукции, которую выпускают машиностроители Южного Урала. Даже в предельно урезанном виде его запрашивают более 40 000 раз в месяц.

  • бульдозер т 170
  • дорожно строительная техника
  • трактор запчасти
  • продажа тракторов
  • трактор цена
  • бульдозер
  • бульдозер 170
  • автогрейдер
  • автогрейдер дз
  • автогрейдер дз 98
  • запчасти урал
  • автомобили урал
  • челябинский тракторный завод
  • трактор

В этой категории челябинские машиностроители выглядят получше, чем производители и поставщики металла, занимая 5 строчек из 30. Присутствие сайта «ЧТЗ-Уралтрак» среди поставщиков техники ООО «Торговый дом «Челпром», «Строймашцентр», ЗАО ВПК «ЧелПром», ООО «Торговый Дом «Уралнефтегазсервис» заслуживает уважения. Чаще видишь, что производители в Интернете представлены гораздо слабее своих дилеров.

Машиностроительная отрасль Челябинской области поставляет в экономику России 15% тракторов и бульдозеров, 20% большегрузных грузовых автомобилей, 25% автогрейдеров, 8% станков. Поэтому можно считать, что 15% Интернет-рынка в сфере дорожной техники – достаточно сносный результат.

Цветная металлургия – лидеры рынка в Интернете не блещут

Известны всей стране и южноуральские предприятия цветной металлургии: Челябинский электролитный цинковый завод (60% от российского объема выпуска цинка), Кыштымский медеэлектролитный завод, ОАО «Уфалейникель». В он-лайне же ситуация другая. Выделив для поиска медь и цинк, мы оценили степень видимости в Интернете сайтов наших ведущих производителей. По запросам, связанным с работой Кыштымского медеэлектролитного завода (« медная шина, медная трубка, медные провода, медные порошки, фольга медная, кабели медные, медная проволока, медный купорос, медный лист, медная катанка, медь, цена меди, катодная медь »), сайт ЗАО «КМЭЗ» попадает в ТОП30, несмотря на достаточно большое количество этих запросов – около 4000 в месяц. А вот по группе запросов на продукцию Челябинского цинкового завода (« цинк, кадмий, индий, порошок цинковый, сульфат цинка, серная кислота ») лидируют отнюдь не челябинцы.

Пищевая индустрия как новый образ Челябинской области

Образ Челябинской области как индустриального центра приятно дополняется растущей популярностью пищевой продукции южноуральских марок: «МАКФА» (18% российского рынка макарон и 50% рынка макарон из твердых сортов пшеницы), «АРИАНТ», «Увелка». Но единственная компания из нашей области, кто оказался в ТОП30 по запросам «мука оптом», «крупа», «макароны», «макаронные изделия», «виноделие», «вина» – поставщик упаковочного оборудования OOO «МакизУрал» из Миасса. Хотя предприятия пищевой отрасли в Интернете ищут ежемесячно около 5000 контрагентов.

Зная, что в вопросах питания последнее слово всегда остается за хозяйками, удивляешься, как слабо используется всемирная сеть для продвижения торговой марки южноуральскими производителями макарон, вина, круп в варочных пакетиках. Ведь для группы товаров постоянного массового потребления (FMCG) узнаваемость бренда на магазинных полках имеет колоссальное значение. Даже самые неконкретные общие вопросы, с которых серфинг по сети только начинается, – «рецепты», «кулинария», «кулинарная книга», – составляют более 100 000 запросов в месяц. С уточнениями и переформулировками мы получим гораздо большую цифру – до полумиллиона обращений ежемесячно. И никто из этой армии домашних поваров не видит продукты южноуральской пищевой индустрии.

Продажи не растут?

Мы возьмем на себя постоянный мониторинг вашей системы маркетинга и продаж. Целостный взгляд позволяет нам всегда знать самый слабый элемент системы и добиваться значительного увеличения результативности при минимальных затратах.

УЗНАТЬ ПОДРОБНОСТИ

Интернет как важное звено диверсификации экономики Южного Урала

В докладе министра экономического развития Челябинской области Клёпова Ю.В.на VI Южно-Уральском экономическом форуме «Стратегия развития региона в условиях модернизации экономики России» прозвучал призыв «диверсифицировать экономику, создать экономическую среду, восприимчивую и к инновациям, и к новым технологиям». Для перехода экономики области на инновационный путь развития разработана целевая программа, в которой предусмотрено доведение доли инновационной составляющей в объеме промышленной продукции до 20%. Но ни одной программы, где было бы запланировано достижение челябинскими предприятиями в Интернете статуса, соответствующего их положению в офф-лайне, нет.

Тем не менее новую экономику можно начать строить именно в сети. Показывая не только уральскую технику и металл, но и другие, развивающиеся отрасли нашего края. Например, туристические ресурсы. Сегодня туристическая сфера – одна из самых перспективных. Объемы туристических и оздоровительных услуг растут ежегодно на 30 процентов (ни одна отрасль не развивается такими большими темпами).

На этом пути много препятствий. Важнейшее из них – непонимание важности грамотного присутствия в Интернете и отсутствие на большинстве предприятий интернет-маркетологов. На самом деле интернет-маркетологов сегодня не хватает и в Москве. Но в столице и центральных районах России хотя бы осознали их необходимость. В Челябинске же в списках вакансий в IT-отрасли – сплошь системные администраторы и программисты, иногда web-дизайнеры и не более одной (!) вакансии интернет-маркетолога в год.

Утешает одно – темпы развития и получаемая выгода в сфере интернет-бизнеса велики (каждый год аудитория Рунета увеличивается на 40%, а посещаемость Интернет магазинов – на 20%). Почувствовав реальную отдачу из, казалось бы, виртуального пространства, многие компании пересматривают стратегию освоения сети. И не имея своих подготовленных специалистов, обращаются в зарекомендовавшие себя фирмы. Например, в АРБ-Консалтинг, которая в 2005 году стала победителем в областном конкурсе «Лучший предприниматель года» в номинации «За лучший освоенный товар» именно за внедрение услуг по Интернет - маркетингу и повышение коэффициента полезного действия сайтов своих клиентов. Ведь только рост КПД сайтов местных предприятий приводит к улучшению суммарного рейтинга Челябинской области в Интернет.

Пока же для пользователей сети Челябинск, в первую очередь, — крупнейший промышленный центр. По данным поисковой системы Яндекс, которым пользуется каждый второй интернетчик, про различные челябинские заводы Яндекс спрашивают больше 7 000 раз в месяц, причем больше всего приходит запросов про знаменитый ЧТЗ и его продукцию. А ведь есть еще и многочисленные вопросы со словом «комбинат». В сумме получается, что кроме Москвы ни один российский город не может похвалиться таким количеством индустриальных запросов. Но если стремиться к новой диверсифицированной экономике, то такое второе место радовать нас не должно.

Справка:

АРБ-Консалтинг – единственная консалтинговая компания в Челябинской области, сертифицированная по стандарту ISO 9001:2000.По рейтингу журнала «Эксперт - Урал» входит в тройку лидеров среди маркетинговых консалтинговых агентств в УрФО. Созданием и развитием бизнеса в Интернет АРБ-Консалтинг занимается с 1998 года.


Андрей Валерьевич Коржук
Андрей Валерьевич Коржук Консультант по разработке и реализации стратегий контент-маркетинга и интернет-маркетинга. Руководитель отдела интернет-маркетинга. Организации: «АРБ-Консалтинг», Школа бизнеса «Управляй будущим» Звоните: +7 (351) 245-03-03 Пишите: info@arbconsulting.ru

 

Поделитесь этой публикацией:

Последние публикации

Почему вам нужно использовать Facebook Pixel

Сегодня запуск собственной рекламной кампании не столь сложен, во многом благодаря таким инструментам, как Facebook Pixel.

Кейс по контент-маркетингу: как показать работу энергетиков

Контент-маркетинг — подбор, размещение и популяризация наиболее востребованной потребителем информации на сайте, — непростое дело.

Почему проекты изменений требуют особого подхода?

В проектах изменений (трансформаций) бизнеса содержание проекта неизвестно. На старте никто не скажет наверняка "что менять" и "на что менять". Значит, и ответ на вопрос «как обеспечить изменения» имеет огромный риск быть неверным.

Еженедельный журнал «TOCpeople»

Электронная рассылка для владельцев бизнеса и менеджеров. Бесплатная. Подписаться